Сайт директора школы Хабибулиной О.Н.

Мониторинг качества

 

 

Мониторинг качества образовательной системы школы

I. Условия возникновения и становления опыта

   Создание системы педагогического мониторинга является одной из важнейших задач школы. В той или иной мере мониторинг в системе школьного образования существовал всегда. Это и контрольные срезы знаний учащихся, и экзамены, и инспекторские проверки. Однако опыт показывает, что все эти формы традиционного мониторинга недостаточно эффективны и имеют ряд серьезных недостатков:

   - контроль за состоянием обучения носит нерегулярный, эпизодический характер. Методики не ориентированы на перманентность применения, поэтому невозможно проследить динамику тех или иных изменений в образовательном процессе;

   - основная направленность – на итоги обучения. При этом сам процесс обучения, формирования знаний, умений и навыков остается вне поля зрения педагогов;

   - недостаточная информативность, поскольку при анализе результатов используются бальные отметки, что не позволяет выяснить, в какой мере усвоено учащимися содержание учебного курса.

   Вышеизложенные недостатки определяют главную проблему – отсутствие, по существу, управленческих диагностических функций, позволяющих вскрыть причины тех или иных пробелов в знаниях учащихся, недочетов в работе учителя, выявить факторы, влияющие на процессы обучения и воспитания обучающихся. Поэтому создание и налаживание функционирования системы непрерывного изучения результативности образовательно-воспитательного процесса становится важнейшей задачей управленческой деятельности учреждений образования.

   Анализ практики работы нашей школы позволил нам сформулировать проблему опыта: «Мониторинг качества образовательной системы школы». Решение данной проблемы определяется противоречиями между возрастающими потребностями общества и самоопределяющейся личностью, с одной стороны, и недостаточностью теоретической и практической разработок педагогических основ управления школой, с другой.

   В целях формирования целостной системы информационно-аналитической деятельности при администрации школы в начале 2016/2017 учебного года была создана контрольно-диагностическая служба, основной задачей которой стало оценивание и прогнозирование развития школьной образовательной системы. В качестве основных компонентов были выбраны следующие:

   - качество управления;

   - качество содержания образования;

   - качество материально-технического обеспечения образовательного процесса;

   - физическое и психическое здоровье обучающихся;

   - качество подготовки педагогического персонала;

   - развитие личности обучающихся на основе интеграции процессов обучения и воспитания.

   Накопленный опыт работы школы в этом направлении позволяет сделать вывод о том, что именно результаты диагностических исследований определяют, насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в управлении учебно-воспитательным процессом школы.

II. Актуальность проблемы педагогического опыта

   Автор концепции «постоянного улучшения качества» Эдвардс Деминг считал, что только 15 % отклонений в качестве зависит от непосредственных исполнителей, а 85 % дефектов определяется недостатками управления.

   Исходя из тенденций развития современного образования, особую значимость приобретает проблема качества образования, которая во многом в свою очередь детерминирована качеством управления.

   Новые приоритеты в сфере образования, растущая вариативность форм получения образования, диверсификация учебных заведений, программ, методик непосредственно влияют на качество подготовки обучающихся. Оценке качества подготовки школьников служит мониторинг.

   Мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых педагогических методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков учебного процесса, принятия эффективных управленческих решений.

   Постоянный мониторинг за качеством учебно-воспитательного процесса, результатов обучения школьников становится особенно актуальным в условиях обновления содержания образования, введения образовательных стандартов, нормализации учебной нагрузки, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, обостряющихся проблем нравственного воспитания школьников.

   Систематический контроль качества учебно-воспитательного процесса является одной из основных составляющих управления школой. Поэтому внимание администрации школы к управленческим технологиям, системе мониторинга во многом определяется не столько данью моде, сколько сложностью и масштабностью проблем образовательного процесса.

   Предлагаемый вариант мониторинга разработан и служит, прежде всего, задачам решения проблемы качества образования. Для нас эта работа, кроме вышеуказанной цели, была возможностью обозначить имеющиеся у нас представления о качестве образования, выделить приоритетные образовательные ценности, предложить модель оценки деятельности современной школы.

   При разработке программы мониторинга творческая группа столкнулась со следующими проблемами:

   1. Проблема отсутствия в современной психологии и педагогике емких замеров обученности, развитости и воспитанности личности ребенка. Отсюда проблема отбора и минимизации показателей мониторинга.

   2. Проблема, связанная с затруднениями в анализе полученных данных, возникающими из-за отсутствия каких-либо норм, стандартов, среднестатистических показателей оценки состояния образовательных систем.

   Создавая мониторинг своей школы, мы, так или иначе, решали указанные проблемы и формировали собственное представление об образовательном мониторинге, его роли, месте в педагогической, управленческой деятельности, рассматривая его как механизм слежения и контроля за качеством образования.

III. Теоретическая база опыта

   Мониторинг рассматривается в теории социального управления как одно из важнейших, относительно самостоятельных звеньев в управленческом цикле.

   В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. Важно подчеркнуть, что объекты мониторинга должны совпадать с объектами управления. Это позволяет обеспечить информационные потребности управления и избежать сбора информации «на всякий случай»...

 

Педагогический мониторинг как средство управления

качеством образования в профильной школе

1. Научная проблема, на решение которой направлен проект

   Мониторинг рассматривается в теории социального управления как одно из важнейших, относительно самостоятельных звеньев в управленческой деятельности.

   В мониторинге можно выделить три четко различимых этапа: выработка стандартов или нормативов, сопоставление с ними реальных результатов и принятие корректирующих воздействий.

   Необходимым условием функционирования педагогического мониторинга является действенность механизма использования полученной в результате его осуществления информации при принятии управленческих решений по совершенствованию образовательного процесса. Формирование такого механизма предполагает определение путей и способов отбора наиболее ценной организационно-педагогической информации, ее обработки и обобщения в целях эффективного управления. Особую значимость приобретает решение данной проблемы для регулирования инновационных процессов, характеризующихся значительной динамикой основных структурных компонентов педагогического взаимодействия. Именно таким процессом является процесс организации профильного обучения на старшей ступени общего образования.

   Одним из наиболее существенных факторов, ограничивающих эффективность управления качеством образования в профильной школе, является недостаточность его мониторингового обеспечения. В то же время накопленный в сфере управления школой опыт построения информационно- аналитических систем позволяет приступить к разрешению противоречия между потребностью функционирования структур внутришкольного управления профильных общеобразовательных школ в оптимизации систем педагогического мониторинга и недостаточной разработанностью теоретико-технологического аспекта, обеспечивающего выполнение этой управленческой задачи.

   Проблемой исследования является разработка и обоснование совокупности организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность деятельности по построению системы педагогического мониторинга как средства управления качеством образования в профильной общеобразовательной школе.

2. Актуальность выбранной проблемы

   Введение профильного обучения на старшей ступени средней школы является одним из приоритетных направлений развития общего (среднего) образования. Главная цель профилизации заключается не только в формировании специальных научных знаний учащихся, целостности их представлений об окружающем мире, но и в обеспечении полноценной реализации школьниками индивидуальных склонностей и способностей, создании условий для их будущего профессионального самоопределения.

   Изменение структуры целевой ориентации профильной школы в сравнении со школой традиционной обусловливает необходимость изменения совокупности соответствующих параметров, используемых для определения качества общего образования. Приоритетную значимость приобретает в связи с этим оценка степени соответствия реализуемого в профильной школе содержания образования многообразию интересов школьников, проявляемых в отношении направленности и уровня усвоения образовательных программ.

   Качество образования в отношении каждого конкретного учащегося, осваивающего определенный образовательный профиль, определяется не только уровнем усвоения им учебного материала, но и в единстве с этим- уровнем значимости усвоенного содержания обучения для самореализации учащегося как личности. Заметно возрастает при этом роль учета значительного усиления ориентации учащегося на актуальную для него сферу интересов, связанных с профессиональными планами, намерениями и предпочтениями. Из вышеизложенного явно следует, что уровень личностно-смысловой удовлетворенности учащегося профильной школы реализуемой им индивидуальной образовательной программой становится в условиях профильного обучения определяющим критерием оценки качества образования. В свою очередь, такой подход к оценке качества преподавательской работы диктует необходимость существенного повышения потенциала вариативности содержания обучения в профильной школе. Но для реализации этого необходимо значительное повышение уровня многообразия образовательной системы, характеризующего традиционную (непрофильную) школу. Прежде всего, данное педагогическое явление обусловлено главным принципом организации профильного обучения - принципом свободы выбора и связанной с его реализацией «прибавкой» в структуре мотивации учащегося: обогащение мотивации учения, детерминируемое осмыслением значимости содержательных компонентов, ориентируемых на послешкольное профессиональное самоопределение.

   Как было отмечено выше, это обогащение мотивов во многом вызвано реальной возможностью реализации в профильной школе интересов учащихся, ориентированных на предпочитаемую сферу будущей профессиональной деятельности.

   Оптимальный эффект радикального изменения уровня многообразия (и в связи с этим и уровня сложности) школы как педагогической системы может быть достигнут лишь в том случае, если такое изменение будет сопровождаться ростом многообразия содержательно-целевых и операционно-технологических компонентов системы внутришкольного управления.

   Каковы приоритеты деятельности по решению этой проблемы? Какие новые компоненты управленческой деятельности вводить в профильной школе? Какие компоненты обновлять? В какой последовательности? Какие новые связи и отношения между компонентами образовательной системы формировать? В каком темпе осуществлять изменения? Предлагаемые современной педагогической наукой и практикой модели внутришкольного управления достаточно полного ответа на эти вопросы не дают.

   В результате, современная школа не в полной мере решает поставленные перед ней новые задачи, не обеспечивает зрелости учащихся в выборе дальнейшего способа получения образования. У многих школьников выбор является случайным, не соотносится с реальными способностями и возможностями. Недостаточны знания выпускников о рынке труда и востребованных профессиях, о способах получения образования. Школьники не владеют знаниями, необходимыми для выстраивания реалистичных жизненных планов. У многих учащихся не сформирована потребность в своем дальнейшем саморазвитии, нет устойчивой мотивации на приложение усилий для получения качественного профессионального образования.

   Решение этих проблем, на наш взгляд, может быть обеспечено только на основе усиления внутришкольного потенциала организации информационно-диагностических процессов с учетом специфики профильного образования. Нетрудно понять также, что способ решения обозначенных проблем тесно связан с построением качественно новой в сравнении с традиционной школой системы внутришкольного педагогического мониторинга. Главным целевым ориентиром этой работы должно стать обеспечение посредством мониторинга повышения гибкости и цикличности управления, расширения диапазона анализируемых данных в процессе принятия управленческих решений.

   Такая логика стала для нас основополагающим аргументом в осмыслении актуальности проблемы исследования.

3. Конкретные задачи, на решение которых направлен проект

   Проблема оценки качества образования в профильной школе определила основную цель нашего исследования - построение и экспериментальная апробация модели системы педагогического мониторинга как средства управления качеством образования в профильной школе...

 

Материалы научно-исследовательского проекта:

  • Содержание научно-исследовательского проекта по теме « Педагогический мониторинг как средство управления качеством образования в профильной школе»;

  • Положение о мониторинге;

  • Совершенствование образовательного процесса в профильной школе на основе педагогического мониторинга (методические рекомендации);

  • Создание банка данных мониторинга качества образования профильного обучения (методические рекомендации);

  • Методические рекомендации по подготовке проблемно-ориентированного анализа работы школы с учетом результатов мониторинга состояния качества профильного обучения;

  • Методические рекомендации по осуществлению управленческой деятельности на основе мониторинга качества профильного обучения;

  • Методические рекомендации по разработке системы контроля за образовательным процессом в профильной школе;

  • Методические рекомендации по разработке диагностического механизма;

  • Мониторинг как технология управления качеством образования учащихся в профильной школе (Модель);

  • Программа диагностики личности.

 

Дата последнего обновления страницы 22.06.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»